Страницы истории.
V Всероссийский съезд судей
27-29 ноября 2000 года в Москве в Колонном Зале Дома Союзов состоялся V Всероссийский съезд судей. На съезд было избрано 652 делегата - судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, Конституционного Суда РФ, а также мировые судьи из 20 субъектов Российской Федерации. В работе съезда принял участие Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович.
На V Всероссийском съезде судей. 27 ноября 2000 года |
Делегатами V Всероссийского съезда судей от судейского сообщества Кемеровской области были избраны:
Вьюнов Вячеслав Михайлович – председатель Кемеровского областного суда,
Дорохов Александр Александрович – заместитель председателя Кемеровского областного суда,
Суворов Виктор Михайлович – председатель Арбитражного суда Кемеровской области,
Зверев Виктор Васильевич – начальник управления Судебного департамента в Кемеровской области,
Глущенко Олег Викторович – председатель Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка,
Кеер Александр Викторович – председатель Беловского городского суда,
Лапина Людмила Иннокентьевна – председатель Мариинского городского суда,
Рожков Станислав Борисович – председатель Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка,
Рыжова Любовь Александровна – председатель Новокузнецкого районного суда,
Панфилова Валентина Анатольевна – заместитель председателя Юргинского городского суда,
Яковлева Лидия Петровна – заместитель председателя Осинниковского городского суда,
Сенокосова Валентина Константиновна – председатель судебного состава Арбитражного суда Кемеровской области,
Быкова Светлана Владимировна – судья Кемеровского областного суда,
Мухарев Алексей Иванович – судья Кемеровского областного суда,
Панкевич Лариса Леонидовна – судья Кемеровского областного суда,
Понапраснов Николай Александрович – судья Кемеровского областного суда.
Делегация от судейского сообщества Кемеровской области На фото слева направо: (верхний ряд) С.Б. Рожков, А.В. Кеер, В.М. Суворов; (второй ряд сверху) В.В. Зверев, О.В. Глущенко, В.М. Вьюнов, А.И. Мухарев; (третий ряд сверху) Л.И. Лапина, С.В. Быкова, Н.А. Понапраснов, Л.П. Яковлева; (нижний ряд) В.А. Панфилова, Л.Л. Панкевич, Л.А. Рыжова |
На повестке дня V Всероссийского съезда судей стояли значимые вопросы хода судебной реформы, избрания новых составов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, о службе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции, о введении института мировых судей и другие вопросы.
В приветственном слове к делегатам съезда Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович обратил внимание на необходимость укрепления авторитета судебной власти:
«Суд – это не просто сфера Вашей профессиональной деятельности. Это государственный институт, работа которого непосредственно касается судеб миллионов людей. Судебная власть – одна из трех конституционных ветвей власти. В Конституции прямо записано, что суды Российской Федерации, равно как и Президент, Федеральное Собрание и Правительство осуществляют государственную власть в стране. И нам с вами надо уметь эффективно распоряжаться этим огромным властным ресурсом. Использовать его так, чтобы укреплять авторитет власти, поднимать к ней доверие народа. А в целом – работать на повышение государственного престижа страны. Любой человек может рано или поздно столкнуться с судебным решением, причем с таким судебным решением, которое меняет его судьбу. Поэтому мы все хотим, чтобы наш суд был «скорым, правым и справедливым»».
На V Всероссийском съезде судей. 27 ноября 2000 года На фото слева направо: Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, Президент РФ В.В. Путин, Председатель Совета судей РФ Ю.И. Сидоренко |
Затронул Президент России в выступлении также вопросы финансирования судебной системы и итоги проводимой судебной реформы:
«Безусловно, материальное обеспечение судов – задача государственная, и мы ее хорошо понимаем. Программа финансирования судебной системы в этом году практически выполнена. Сняты многие острейшие вопросы, которые мешали судьям нормально работать… Говоря о главном итоге судебной реформы хотел бы подчеркнуть: самостоятельная судебная власть в России, несмотря ни на какие проблемы, в том числе, и обозначенные мною выше, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована. В России сегодня действуют Конституционный Суд и уставные суды в субъектах Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды. Совсем недавно мы отметили трехлетие воссоздания института судебных приставов. Пусть в нескольких регионах – но уже работает суд присяжных. К отправлению правосудия приступили 1066 мировых судей».
Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев Вячеслав Михайлович, обращаясь к делегатам съезда, отметил наиболее значимые вехи реализации судебной реформы:
«Прошло девять лет после I Всероссийского съезда судей РФ и одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы. Целями реформы тогда провозглашались формирование самостоятельной судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства. Ставились задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, повышения доступа к правосудию, приведение российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права.
Подводя некоторый итог, могу констатировать: судебная власть в Российской Федерации стала реальностью. Это одно из главных достижений в развитии нашей государственности. Сегодня судебная власть обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Это превращает ее в стабилизирующую силу в государстве, способную защитить права и свободы граждан, оберегать общество от социальных конфликтов. Расширилась правовая база, повысился доступ к правосудию. Сегодня возможности отстаивать свои права в суде практически ничем не ограничены… Расширились процессуальные гарантии соблюдения прав участников процесса. Создан законодательный механизм реализации права на судебную защиту, установлена обязательность судебных постановлений и ответственность за их неисполнение. Законодательно учреждена служба судебных приставов и приставов-исполнителей. Созданы и плодотворно действуют органы судейского сообщества. Принят пакет важных для правосудия законов. Они обеспечили реализацию гарантий независимости судей и самостоятельности судов, устройство судебной системы, участие судебной власти в формировании государственного бюджета на содержание и обеспечение деятельности судов. В 33 субъектах РФ приступили к работе мировые судьи… Достижением реформы стало создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его органов в субъектах РФ. Он принял на себя весь круг обязанностей по обеспечению всех сторон деятельности судов, организации делопроизводства, обучению персонала и т.д. Создана Российская академия правосудия, которая осуществляет повышение квалификации судей, работников аппарата судов и Судебного департамента, подготовку кандидатов на должности судей, специалистов для судебной системы, аспирантов и докторантов, фундаментальные и прикладные научные исследования».
V Всероссийским съездом судей избран новый состав Совета судей Российской Федерации из 114 человек. Членом Совета судей России от судейского сообщества Кемеровской области избран Вьюнов Вячеслав Михайлович – председатель Кемеровского областного суда.
Итогом V Всероссийского съезда судей стали постановления «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы», «О судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов», «О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации», а также утверждение в новой редакции Регламента Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
В целях завершения судебной реформы V Всероссийский съезд судей предложил разработать и утвердить Государственную программу развития судебной системы Российской Федерации на период до 2005 года с участием представителей высших судов и Совета судей России, предусмотрев в ней необходимые объемы финансирования. В постановлении Съезда «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы» обозначено, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
- укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах;
- завершение с учетом общепризнанных принципов и норм международного права работы по созданию полноценной законодательной базы, касающейся деятельности судов и статуса судей;
- совершенствование уголовно-процессуального, гражданского и арбитражного процессуального законодательства;
- разработку и принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации и принятие Административного кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принятие законодательных актов, обеспечивающих реализацию положений статьи 48 Конституции Российской Федерации о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи;
- развертывание повсеместно работы судов присяжных и мировых судей;
- укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
- обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
- обеспечение охраны судов и безопасности судей;
- повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи Российской Федерации;
- обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
V Всероссийский съезд судей постановил признать необходимым передачу службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также внести изменения и дополнения в действующее федеральное законодательство в целях четкого регулирования вопросов финансового и организационного обеспечения деятельности мировых судей, определения места и роли Судебного департамента и его территориальных органов в этой работе.
Для подготовки статьи использована информация с официального сайта Совета судей Российской Федерации. Фотографии к публикации - из личных архивов делегатов V Всероссийского съезда судей и из открытых источников сети Интернет.